О ФОРМЕ НАСТАВНИЧЕСТВА «УЧИТЕЛЬ - УЧИТЕЛЬ»
Наставничество становится неотъемлемым компонентом современной системы образования в силу следующих ключевых причин.
Первая причина. Наставничество позволит сформировать внутри образовательной организации сообщество учителей нового типа – как новую плодотворную среду для раскрытия потенциала каждого. Создание такого сообщества станет возможным благодаря построению новых взаимообогащающих отношений с помощью технологии наставничества.
Вторая причина. Для сообщества образовательной организации наставничество представляет собой канал обогащения опытом. Наставничество – необходимый шаг на пути к тому, чтобы образовательные организации превращались в центр развития профессионального сообщества. В образовательной организации, ставшей центром профессионального сообщества, можно видеть следующие результаты:
• растет вовлеченность педагогических работников в деятельность своих образовательных организаций;
• растет интерес к профессиональному развитию, осознание его практической значимости, связи с профессиональной карьерой;
• у педагогического коллектива развиваются навыки XXI века, они преодолевают «герметичность» институционального профессионального пространства и расширяют представления о глобальном профессиональном педагогическом сообществе, своих перспективах и способах действия;
• формируется традиция наставничества.
Третья причина состоит в том, что технология наставничества позволяет получать опыт, знания, формировать навыки, компетенции и ценности быстрее, чем другие способы передачи (учебные пособия, повышение квалификации, самостоятельная и проектная работа, формализованное общение), а это критически важно в современном мире. Высокая скорость обусловлена тремя факторами:
1) непосредственная передача живого опыта от человека к человеку,
2) доверительные отношения,
3) взаимообогащающие отношения, выгодные всем участникам наставничества.
Нормативно-правовые документы и методические рекомендации
Федеральный уровень
Указ Президента РФ от 21.06.2022 года №401 «О проведении в Российской Федерации Года педагога и наставника»
Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации №АЗ-1128/08, Профессионального союза работников народного образования и науки Российской Федерации №657 от 21 декабря 2021 года «Методические рекомендации по разработке и внедрению системы (Целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях»
Региональный уровень
Приказ Департамента образования Ярославской области № 33-пн от 29.07.2022 г. "Об утверждении Положения о системе наставничества педагогических работников образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ и образовательных программ среднего профессионального образования в Ярославской области".
Муниципальный уровень
Приказ Департамента образования Администрации Тутаевского муниципального района Ярославской области №858/01-10 от 30.11.2022 г. "Об организации работы по внедрению системы наставничества педагогических работников в Тутаевском муниципальном районе".
Документы образовательного учреждения
Положение о системе наставничества педагогических работников в Муниципальном общеобразовательном учреждении Емишевской основной школе Тутаевского муниципального района.
Дорожная карта (план мероприятий) по реализации Положения о системе наставничества педагогических работников в Муниципальном общеобразовательном учреждении Емишевской основной школе Тутаевского муниципального района.
Приказ № 168/01-09 от 26.08.2024г. "О создании наставнических пар".
Приказ № 158/01-09 от 07.12.2022г. "О внедрении системы наставничества".
Индивидуальный план работы под руководством наставника.
Программа наставничества МОУ Емишевской ОШ на 2023-2026 год.
Персональный план наставничества
Нормативные акты, регламентирующие меры стимулирования педагогических работников, включённых в систему наставничества:
- положение о материальном стимулировании МОУ Емишевской ОШ;
- приказы руководителя;
- протоколы заседаний комиссии по материальному стимулированию.
База наставляемых и наставников МОУ Емишевской ОШ
№ п/п |
Ф. И. О. наставляемого |
Основной запрос наставляемого |
Ф. И. О. наставника |
Форма наставничества |
Место работы |
Сроки реализации программы |
Результаты программы |
1 |
Маева Дарья Владимировна |
Адаптация в коллективе, развитие профессиональных компетенций |
Салтыкова Анна Владимировна |
Учитель -учитель |
МОУ Емишевская ОШ |
Сентябрь 2024 – сентябрь 2026 |
Закрепление на месте работы, приобретение профессиональных навыков |
2 |
Цветкова Екатерина Сергеевна |
Адаптация в коллективе, развитие профессиональных компетенций |
Лебедева Ксения Васильевна |
Учитель – учитель |
МОУ Емишевская ОШ |
Сентябрь 2022 – сентябрь 2026 |
Закрепление на месте работы, приобретение профессиональных навыков |
3 |
Газизова Вера Камиловна |
Адаптация в коллективе, развитие профессиональных компетенций |
Сабаканова Марина Анатольевна |
Учитель – учитель |
МОУ Емишевская ОШ |
Сентябрь 2024 – сентябрь 2026 |
Закрепление на месте работы, приобретение профессиональных навыков |
4 |
Коваль Наталия Николаевна |
Адаптация в коллективе, развитие профессиональных компетенций |
Крупилова Екатерина Ивановна |
Учитель – учитель |
МОУ Емишевская ОШ |
Сентябрь 2024 – сентябрь 2026 |
Закрепление на месте работы, приобретение профессиональных навыков |
Обучение наставников
№ |
ФИО педагога |
должность |
программа обучения |
количество часов |
1 |
Салтыкова Анна Владимировна |
учитель иностранного языка |
Наставничество как навигатор профессионального развития педагога |
42 |
2 |
Лебедева Ксения Васильевна |
учитель начальных классов |
Наставничество как навигатор профессионального развития педагога |
42 |
Участники конкурсов
Муниципальный этап всероссийского конкурса «Педагогический дебют – 2024» https://ioctut.edu.yar.ru///seminari_copy1.html , участники – наставническая пара Цветкова Е.С., Лебедева К.В.
Участниками регионального этапа конкурса стала наставническая пара Цветкова Е.С. и Лебедева К.В. Приказ министерства образования Ярославской области от 07.09.2023 № 189/01-04 «О проведении регионального этапа Всероссийского конкурса "Педагогический дебют-2024"»