ЕМИШЕВСКАЯ ОСНОВНАЯ ШКОЛА
д. Емишево, Тутаевский район ЯО
Виртуальная экскурсия по школьному краеведческому музею ПОЛЕЗНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Музейная педагогика во внеурочной деятельности . Материалы проблемно-тематического дня «Как забавы наших предков сделать интересными для нас?». Учебно-методическое пособие «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия». Музейная деятельность в воспитательной работе школы. Музейная педагогика как инновационная педагогическая технология. Музей в образовательной деятельности. Список литературы по музейной педагогике. Видеоматериал "Роль музейной педагогики в решении воспитательных задач". Видеоматериал Мастер-класс «Музейная педагогика. Квест-технология» учителя. Участие наших ребят Ходевой Виктории и Комарова Анатолия, совместно с руководителем музея Егоровой Галиной Николаевной в акции #вчерасегодня ХI Фестиваля музеев среди образовательных организаций Ярославской области, и участие в выствке экспозиции музеев среди ОО Ярославской области.
Школьный музей Постоянные экспозиции музея: - «Страницы школьной жизни» - «Предметы крестьянского быта» - «Герои Великой Отечественной войны» - «История Емишевской школы» Видео экскурсия
- «Великие битвы», «Великая Победа», - «История родного края» В нашем музее проводятся внеклассные мероприятия: для учеников начальной школы — экскурсии по школьному музею, игры с загадками, беседа «История денег» с использованием наглядного материала и видеофильма. Для оздоровительного лагеря - «Моя малая родина». Беседа по истории города, просмотр мультфильма о Тутаеве. В августе проведено мероприятие, посвященное Дню Российского Флага: беседа с использованием презентации и видеоклипов, мастер-класс «Флаг России». Подготовлены презентации о родном крае: природе и его истории. На базе музея проводятся классные часы и уроки истории с использованием и изучением музейных экспонатов. Проводится исследовательская работа по направлению изучения жизненного пути учителей и выпускников школы. Количество экспонатов в основном фонде – 290, все экспонаты подлинные, есть дублеты – идентичные музейные предметы (бумажные и металлические деньги), все вместе – более четырехсот экземпляров. Постоянно пополняются коллекции значков и календарей. Школьный краеведческий музей открыт был в 1994 году, организатором и первым руководителем его была Крылова Александра Михайловна. В 2004 году музей был паспортизирован «Свидетельство №9558», 15 мая 2014 года звание «Школьный музей» было подтверждено.
Наш музей – уголок старины в мире современной цивилизации. В нем собраны предметы крестьянского быта: это ухват, клюка, самовары, утюги, фонари и т.д. В каждом крестьянском доме была русская печка, длинная, высокая, просторная. Она служила для отопления дома, приготовления пищи семье на целый день. Все варили в горшках и чугунах. Имелись специальные приспособления для задвигания и выдвигания чугунов – ухваты на длинных ручках. А чтобы загребать угли в такой большой печке, использовали железную клюку на длинной деревянной ручке. Она была удобная, доставала до самого дальнего угла печки, и легкая, так как насажена на деревянную ручку. Самовар – очень нужный в семье предмет. Он состоит из емкости для воды, трубы для углей. Внизу трубы приспособлена решетка с крупными прорезями, а на самом самоваре, также внизу, множество отверстий для поступления воздуха. Чтобы угли горели, к самоварной трубе приставляли специальную трубу, соединяющую самоварную трубу с печкой и таким образом с улицей. Угли начинали хорошо гореть и доводить до кипения воду. Угли в самоваре можно было разжигать лучиной или берестой. Духовой утюг был единственным способом гладить белье. Внутрь утюга накладывались угли, разжигались, как в самоваре, утюг раскалялся. Горячим утюгом гладили. Не у всех людей были утюги. Белье катали на катке – круглом пестике валиком с глубокими рубчиками. Один край бельины накручивали на валик, а потом, крепко прижимая, накручивали всю бельину, и она разглаживалась. До сих пор домотканые половики после стирки гладят на таких катках. В нашем музее есть рукомойник. К ручкам – петелькам привязывалась бечевка. Рукомойник вешался в углу. В него наливали воды. Чтобы умыться, надо было рукомойник наклонить. Вода через носик лилась на руки. Есть у нас амбарный ключ, большой, узорный, красивый. В амбарах, специальных крепких деревянных постройках, хранили зерно – главное богатство крестьянина. Запирать его нужно было надежно. Вот и делали искусные кузнецы большие, надежные замки, чтобы никакой тать (вор) не смог проникнуть в амбар.
Важным и нужным всегда был керосиновый фонарь – это четырехсторонний предмет, с трех сторон створки стеклянные, с одной – выдвижная деревянная крышка. Внутрь вставлялась керосиновая лампа со стеклами или коптилка. Фитиль светился, становилось посветлей. С фонарем вечером и утром управляли скотину, ходили в дальние дороги вечером или ночью. Всячески защищали от ветра, чтобы фитиль не погас. В нашем музее есть ткацкий станок, прялки, вышивки и вязание, старинная посуда, коллекция денег. Все экспонаты в музее принесены учащимися школы и жителями окрестных деревень.
Идет работа по сбору и оформлению материалов об учителях, работавших в разные годы в Емишевской школе. Материалы представлены как в тематических экспозициях, так и в альманахах. Изучаем мы историю школы и историю колхоза «Приволжье». Кроме предметов крестьянского быта в нашем музее собраны материалы о наших земляках – участниках Великой Отечественной войны, оформлены экспозиции, посвященные этой войне и нашей Победе.
|