Муниципальное общеобразовательное учреждение
ЕМИШЕВСКАЯ ОСНОВНАЯ ШКОЛА
д. Емишево, Тутаевский район ЯО

Функциональная грамотность

Функциональная грамотность – это уровень образованности, который может быть достигнут учащимися за время обучения в школе, и предполагает способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни.

Формирование функциональной грамотности учащихся – одна из основных задач современного образования.

Виды функциональной грамотности.

1.     Читательская грамотность

2.     Математическая грамотность

3.     Естественнонаучная грамотность

4.     Финансовая грамотность

5.     Глобальные компетенции

6.     Креативное мышление

 

Читательская грамотность – это способность к чтению и пониманию учебных текстов, умение извлекать информацию из текста, интерпретировать, использовать ее при решении учебных, учебно-практических задач и в повседневной жизни. Читательская грамотность – это базовый навык функциональной грамотности.

Математическая грамотность — это способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Она включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления.

  Естественнонаучна грамотность — это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями.  

Финансовая грамотность — это знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков.Включает навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.

Креативное мышление — это способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.

Глобальные компетенции — это способность смотреть на мировые и межкультурные вопросы критически, с разных точек зрения, чтобы понимать, как различия между людьми влияют на восприятие, суждения и представления о себе и о других, и участвовать в открытом, адекватном и эффективном взаимодействии с другими людьми разного культурного происхождения на основе взаимного уважения к человеческому достоинству.

Нормативное обеспечение:

  • Приказ Рособрнадзора №590, Министерства Просвещения РФ от 06.05.2019 № 219 "Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в ОО на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся";
  • Письмо Минпросвещения России от 15.09.2021 № А3-581/03 «Об организации работы по повышению качества образования в субъектах Российской Федерации»;
  • Письмо Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования от 14.09.2021 № 03-1510 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности»;
  • Приказ Департамента образования Администрации Тутаевского МР от 14.10.2021 №625/01-10 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности»;
  • Приказ Департамента образования Ярославской области от 17.09.2021 №282/01-03 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности».
  • Приказ МОУ Емишевской ОШ о внесении изменений в план по формированию функциональной грамотности.
  • Приказ МОУ Емишевской ОШ о создании рабочей группы по формированию и оценке функциональной грамотности.
  • План мероприятий МОУ Емишевской ОШ, направленный на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся.

  • График проведения мониторинговых работ по функциональной грамотности в 5-9 классах на 2021-2022 учебный год.

  • Расписание внеурочной деятельности по формированию функциональной грамотности.

 

 

Электронные ресурсы

  1. Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы)  - http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/
  2. Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности (VII-IX классы) - https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti
  3. Демонстрационные материалы для оценки функциональной грамотности учащихся 5 и 7 классов - http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/
  4. Примеры открытых заданий PISA (по читательской, математической, естественнонаучной, финансовой грамотности и заданий по совместному решению задач) - https://ruo-suhobuzimo.edusite.ru/DswMedia/10120primeryizadaniypisa.pdf
  5. МУ ДПО "Информационно-образовательный центр" Тутаевского муниципального района - ttps://ioctut.edu.yar.ru/virtualnaya_metodicheskaya__38/metodicheskiy_sovet_copy_copy.html